Почему то очень люблю... О роли Петра Фоменко в театральном искусстве, о том, каким он был, ироничным, сдержанным, озорным, глубоким - совсем разным, вспоминают его коллеги и друзья:
✍🏻Евгений Каменькович, режиссер, профессор ГИТИСа
Мне кажется, я хорошо придумал, он был камертоном. Многие агрессивные молодые критики считали, что Петр Наумович задерживает развитие русского театра, а мне как раз кажется наоборот. Поскольку я все же думаю, что русский театр - это главное про что, а потом уже как. Как мне кажется, Петр Наумович Фоменко - это главное про что. Когда началась перестройка, многие не очень понимали, как себя вести в атмосфере вроде бы свободы, а у него такого вопроса не было. Он, по-моему, никогда себе не изменял. Может быть, это звучит банально, но он всегда исследовал человека, человеческие грехи или, наоборот, человеческие добрые качества. Но он всегда занимался человеком.
У него были свои основополагающие принципы, которые он упорно из спектакля в спектакль, может быть, даже повторял. Возможно, это странно, когда режиссер очень часто повторяет, например, одну и ту же музыкальную мелодию, но для него это было принципиально.
Мы в театре смеемся, когда у нас иногда на репетициях старшие артисты (по возрасту) учат молодых и говорят: "А вот Фома сделал бы так". Это же очень здорово, когда художника можно повторить. Но к сожалению, можно повторить только какие-то его технические приемы, а так, как сделал бы он, все равно не получится. Но самое главное в том, что Петр Наумович всегда стоял на актере, он очень много спектаклей сделал, как мне кажется, просто ради артистов. И поэтому я думаю, что, опять банальность, масштаб потери будет понят много позже, потому что я не могу назвать вторую такую фамилию. Вроде воспитать актера не фокус, такое у многих получалось, но даже простое перечисление его учеников-режиссеров это что-то невероятное. Хватит одного Женовача и Карбаускиса, а ведь их еще очень много. И они все не похожи друг на друга.
Одна из последних идей Петра Наумовича, которую он вынашивал много лет, - собрать всех, кто разъехался по всяким Колумбиям, Украинам. Он мечтал сделать такой фестиваль работ своих учеников, чтоб они все приехали и показали, как раньше в институте, свои работы, только не отрывки, а уже спектакли. Может быть, когда-нибудь в память о нем нам это удастся сделать.
✍🏻Кирилл Серебренников, режиссер
Дорогой Петр Наумович!
Никуда мы вас не отпускаем, ибо без вас, без вашего ироничного взгляда, без вашего театрального блеска, без вашего хулиганства наш театр окажется скучным и пресным. В театре есть молодые, но очень важно, чтобы в нем были адекватные старики. Вы для нас великий старик, величие которого признают все, и радикалы, и традиционалисты. Поэтому никуда мы вас не отпускаем и продолжаем считать ваше присутствие не прекратившимся.
✍🏻Вадим Гаевский, театральный и балетный критик
Я могу сказать, что это колоссальная потеря, абсолютна невосполнимая. Он создал удивительный театр, сопоставимого с которым сейчас нет. Театр, поражающий и своим обаянием театральным, и человечностью своей - качеством, абсолютно забытым в современном искусстве. Театр, в котором работают два с половиной поколения очень одаренных учеников Фоменко. Это все его художественные дети, воспитанные им. Заслуги его, конечно, ни с чем не сравнимы в нашей нынешней жизни. Что говорить, это был единственный человек, который, несмотря на очень сложную первую половину своей жизни, сохранил всю свою молодость. Поэтому он и мог работать с молодежью, которая его обожала и которую он тоже обожал, что очень важно. У них были замечательные отношения, неиспорченные, несмотря на все сложности - естественно, два поколения довольно ревниво относились друг к другу.
Он создал уникальный театр, потому что это единственный случай в нашей жизни за последние годы, когда у театра была очень цельная программа, отдельные хорошие спектакли есть и в других. Он поставил ряд абсолютно выдающихся спектаклей - и в "Мастерской", и до нее, конечно. Уже тогда было ясно, насколько он одарен. Но сначала он действительно для многих театров был чужим, поэтому возникало много драматических ситуаций. А после этого Бог ему помог, дав ему таких талантливых учениц, и он выпустил такой необыкновенно талантливый курс. Это как дар судьбы за все, что он сделал до того момента. Он это прекрасно понимал и, повторяю, не только любил их, но и им дал возможность стать мастерами, одними из лучших на нашей сцене, и не только нашей.
Он был яркий режиссер, но я никогда не предполагал в нем великого педагога, но им он тоже оказался. А почему? Потому что был вынужден, когда столкнулся с такими молодыми ребятами. Вот такая неожиданная биография, замечательная, хотя фактически их было две - до встречи с ГИТИСом, потом после ГИТИСа и с "Мастерской".
Царство ему небесное и великая благодарность от зрителей, к которым я принадлежу. Всегда был его почитателем, им и останусь. Великая ему благодарность за все, что он сделал, а сделал он чрезвычайно много, меньше всего думая о себе в последние годы. Думал он о своем детище и о своих детях, у которых есть сейчас главное обязательство перед учителем, перед отцом, перед другом своим - сохранить все, что они создали.
✍🏻Александр Калягин, артист, режиссер, председатель СТД
После ухода великих Эфроса и Товстоногова, которые подняли театр на недостижимые высоты, у нас оставался один Фоменко. Я никого не хочу обижать, есть люди в театре, которых я люблю, но для нового поколения, пришедшего в театр, Фоменко - это неподъемная, непостижимая высота. Мы дружили 45 лет, и я в ужасе от того, что будет с театром. Уход Фоменко очень больно ранит, и я понимаю, что его место останется пустым, но для "фоменок" сейчас все равно главное - не распасться, выстоять.
✍🏻Светлана Немоляева, актриса театра имени Маяковского
У нас он поставил один из первых своих спектаклей - "Смерть Тарелкина" по Сухово-Кобылину, и это был необыкновенный спектакль. Он так работал, что невозможно описать общими словами, подвести его метод под какую-то общую гребенку. Он очень своеобразно с нами работал и общался. И как-то исподволь, постепенно, возникал какой-то необыкновенный результат на этих репетициях. Мы, актеры, страшно им дорожили, безумно хотели с ним работать. Если вдруг по театру проходил слух, что Петя снова придет к нам работать, то все мы стремились, мечтали попасть в распределение ролей. Интересно, что актеры разных поколений, разных школ у него в спектаклях играли очень ансамблево, он обладал этим умением - создавать ансамбль - виртуозно.
✍🏻Марк Захаров, режиссер, художественный руководитель "Ленкома"
Умер великий русский режиссер - сегодня мы можем так говорить. Это удивительный творческий организм, который вначале удивлял своими детскими спектаклями, который подвергался тяжелым ударам судьбы, но нашел в себе силы вернуться и продолжать. Его последние работы войдут в нашу культуру навечно. <...> Петр Наумович мог бы сделать еще больше. Его творческий потенциал не был исчерпан. 80 лет - конечно, серьезный возраст, но для нас его уход неожидан и трагичен. Он бьет по всем нам, его современникам. Я надеюсь и мечтаю о том, чтобы его театр сумел перенести эту страшную потерю и достойно продолжил дело своего учителя.
Смотрите также фотографии с Петром Наумовичем.
#interview@protheatre@